«

»

Авг 12 2014

Распечатать Запись

Юбилей земляка

Юбилей земляка
5 votes, 5.00 avg. rating (99% score)

                                                          Юбилей земляка.

(опубликовано – газета “Вечерний звон”, 2005 г. )

70 лет назад у Владимирской губернии отобрали г.Гаврилов Посад и прилегающие к нему земли. Он отошел к Иваново-Вознесенской губернии или Красной губернии, как ее стали называть, потому что этот город был родиной первого Совета. В 1929 г. была образована Ивановская промышленная область, поглотившая Суздаль и даже Владимир. 15 лет спустя была возрождена Владимирская область, но Гаврилов Посад так и остался за ее пределами. Тем не менее жители этого небольшого городка и особенно сотрудники районного краеведческого музея испытывают духовное тяготение к своей “исторической родине”. Они не раз приглашали в гости краеведов из Юрьева-Польского и Суздаля. Еще одним доказательством является публикуемый ниже материал.

Ю.Белов.

ZHilccov-foto

Народный артист СССР Алексей Васильевич Жильцов…Полвека провел он на сцене прославленного театра(МХАТ), сыграв 70 ролей в разных спектаклях. Любителям театрального искусства старшего поколения он известен также по многочисленным теле-радиопостановкам, в которых проявился талант режиссера и драматурга.

Родился А.В.Жильцов в селе Ярышево Гавриловской волости Суздальского уезда 22 февраля 1895 года. В крестьянской семье. В селе, находившемся в полутора верстах от Гаврилова Посада, в то время маленького, мещанско-купеческого городка, прошло детство будущего актера. Жильцову с самого начала везло на учителей. Начальное образование Алеша получил в родном селе у Елизаветы Александровны Сваинской, а заканчивал учебу в соседнем Закомелье у Татьяны Ивановны Шумиловской, которая позднее получила почетное звание народной учительницы и стала известной на весь Суздальский край. Она дала очень многим крестьянским детям хорошие знания и путевку в большую, взрослую, жизнь. Светлую память о Т.И.Шумиловской Алексей Васильевич сохранил на всю жизнь.

В сельской школе будущий актер впервые соприкоснулся, очевидно, и с драматическим искусством. При школе Шумиловской активно действовал драматический кружок, которым руководил один из первых её выпускников Н.А. Ананьин  – на тот период студент Льежского университета. На сцене ставились спектакли  по произведениям русской классики, их зрителями были жители села, однако представления давались и в пожарном депо Гаврилова Посада. На Алешу Жильцова сценическое действо производило впечатление, а игра увлекала, волнуя мальчишеское воображение. И задатки к лицедейству у него были…

По окончании начальной земской школы А.Жильцов становится учащимся четырехклассного городского училища, открывшегося в Посаде в 1909 году. Богатые и именитые горожане, приложившие много усилий для повышения статуса городского училища, сумели привлечь в его стены сильных педагогов. Успешно закончив училище, Жильцов продолжил образование в Иваново-Вознесенске на курсах телеграфистов, а затем в столице – в электротехнической школе. С техникой юноша переходил на “ты”, но в глубине души мечтал о театральных подмостках. Возможно, на это сильно повлияла встреча с магическим искусством выдающегося певца Ф.И.Шаляпина. В 1916 году на сцене Петроградского Народного Дома Алексею Жильцову довелось посмотреть и послушать почти все оперы с участием Федора Ивановича(“Борис Годунов”,”Демон”, “Дон Кихот”, “Севильский цирюльник”, “Сельская честь” и др.)

“Увидев первую оперу с Шаляпиным,  –  вспоминал Алексей Васильевич, – я уже не мог пропустить его выступлений”.

И где тогда ему – крестьянскому парню – было знать, что всего через 6 лет Ф И.Шаляпин будет восторженно смотреть “Принцессу Турандот” с его, Алексея Жильцова, из Суздальского уезда родом, участием. В Москве!  Причем, сразу в трёх ролях – Мудреца, Измаила и Тимура.

Революция застала Алексея в солдатской шинели рядового штаба Петроградского гарнизона. Секретарь полкового комитета, он был в гуще событий. В апреле 1918 года, закончив прерванную учебу в электротехнической школе, Жильцов перебирается в Москву, где вскоре из-бирается секретарем Московского технического(не военного!) комитета, состоявшего, правда, в основном из фронтовиков.

Находясь в первом списке, как тогда говорили, новой советской интеллигенции, A. Жильцов имел широкие возможности для выбора поприща. Но – увлекли театр, искусство. Алексей поступает в студию Е.Б.Вахтангова. В те бурные годы возникало много театральных студий, в том числе руководимых артистами Художественного театра: Первая, Вторая, Третья, Четвертая, Чеховская, Грибоедовская, Шаляпинская…

Вдохновителями были К.С.Станиславский и его ученик Е.Б.Вахтангов. Преподавателями в студиях были Л.Леонидов,

B. Лужский, Н.Массалитинов, М.Чехов, А.Дикий, Б.Сушкевич и другие актеры, считавшие своей миссией распространение системы воспитания актера по системе Станиславского. Лекции для студийцев читал и сам Константин Сергеевич, сопровождая показами.

Работа А.Жильцова над первыми ролями: Никиты из пьесы Л.Н.Толстого “Власть тьмы”, Андрея Белугина(“Женитьба Белугина” А.Н.Островского), Генерала (“Свадьба” А.П.Чехова) получила высокую оценку Евгения Багратионовича Вахтангова. На третьем году работы в студии был создан знаменитый спектакль “Принцесса Турандот”, принесший славу гениальному режиссеру и педагогу и ставший лебединой песней Е.Б.Вахтангова. На премьере звучали слова восторгов, признания, но постановщик их не слышал – он уми­рал в расцвете творческих сил. В 39 лет… Студия осиротела. Но дело не пропало! Спектакли, поставленные Вахтанговым, имели успех. Когда основная труппа МХАТа во главе с К.С.Станиславским уехала на гастроли в Америку, студийцы (ученики Вахтангова) стали выступать на мхатовской сцене. И тогда на их спектаклях перебывали все любители театрального искусства. Пришел однажды посмотреть “Принцессу Турандот” сам Ф.И.Шаляпин, а после окончания спектакля провел со студийцами всю ночь. На той встречебыл и А.В.Жильцов. С Шаляпиным судьба сводила его и позже. Главное, что он стал актером.

После триумфальных гастролей в Америке и Европе, Художественный театр возвращался в Москву. На все приглашения остаться и работать за границей К.С.Станиславский отвечал отказом.

“Настоящее искусство театра возможно только в России, – говорил реформатор театра, – в других странах есть артисты, но настоящего искусства театра нет. Мы вышка”.

Тем не менее часть артистов осталась-таки в Америке, и поэтому для восполнения труппы В.И.Немирович-Данченко пригласил ряд молодых актеров, в их числе оказался наш земляк А.В. Жильцов. Теперь ему предстояло играть на одной сцене с такими мастерами, как К.Станиславский, И.Москвин, В.Качалов, В.Станицын, П.Массальский, А.Степанова, А.Грибов, А.Кторов и др.

Продолжилась творческая жизнь, насыщенная постоянным трепетным трудом, учебой у мастеров, исканиями и мечтами о новых интересных ролях. Было немало и трудностей.

Почти одновременно с поступлением на сцену МХАТа началась режиссерская и педагогическая деятельность Алексея Васильевича в студиях, клубах. Например, в 1927 году он основал Студию народно-творческого театра, вложив в это дело много сил и творческого поиска. В течение десяти студийных лет были поставлены спектакли “Егор Булычев и другие”, “Свадьба Кречинского”, “Король”, “Женитьба Белугина”, “На дне”, “Емельян Пугачев” и др. На сцене МХАТа А.В.Жильцовым было сыграно более 60 ролей. Это граф Воронцов в спектакле “Елизавета Петровна”, Клещ и Сатин(“На дне”), Пес(“Синяя птица”), Мстиславский(“Царь Феодор Иоаннович”), Лопахин(“Вишневый сад”) и др. Артистическому дарованию Жильцова были подвластны сложные и сильные характеры. Страстный путешественник, наблюдательный художник, горячо влюбленный в природу родной земли, тонкий знаток быта, обычаев и нравов своего народа, Алексей Васильевич сумел с неотразимой силой и страстью выразить в исполняемых ролях дух русского человека, темперамент, широкую натуру и благородство.

А.В.Жильцов осуществил десятки постановок на радио и телевидении, большинство по собственным сценариям. Среди них: “На Двинских берегах”(к 250-летию М.В.Ломоносова), “Вишневая метель”, “Преображение России” по Сергееву-Цен-скому. Как режиссер, он сделал серию постановок о выдающихся деятелях культуры, например, о К.С.Станиславском, Ф.И.Шаляпине, которых знал лично и считал своими учителями.

Всегда, чем бы ни занимался и где бы ни находился, Алексей Васильевич помнил о своей малой Родине, всей душой стремился к родной земле. Делом и советом помогал землякам в создании краеведческого музея в Гавриловом Посаде в начале 1960-х годов. Занимался с руководителями художественной самодеятельности, присылал письма в родную школу. Приезжая на родину, запросто встречался с односельчанами. Рассказывал о столичной жизни, расспрашивал о проблемах села. Алексей Васильевич считал едва ли не делом чести и долгом публиковать свои статьи в районной газете: о своей бывшей учительнице Т.И.Шумиловской, встречах с М.Е.Пятницким, К.С.Станиславским и т.д. Спрашивал в письмах к своему другу, заведующему музеем И.В.Крылову, опубликованы ли его материалы, просил прислать номера. И это в то время, когда эти материалы публиковались в “Огоньке”, на страницах газет “Советская Россия”, “Вечерняя Москва”.

Умер народный артист СССР А.В.Жильцов в конце февраля 1972 года. Но память о знатном земляке жива. А уж имя мастера навечно вошло в историю Московского художественного театра, который через несколько лет будет отмечать 100-летие, в историю театрального искусства, которому Алексеи Васильевич служил верой и правдой полвека.

Борис ВОЛЧЕНКОВ, научный сотрудник Гаврилово – Посадского краеведческого музея.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gavposad-kraeved.ru/yubilej-zemlyaka/

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.