«

»

Апр 13 2014

Распечатать Запись

Храму святого Георгия в Ярышево – 230 лет (2008 год)

Храму святого Георгия в Ярышево – 230 лет (2008 год)
4 votes, 5.00 avg. rating (99% score)

                            Храму  святого  Георгия  в  с.  Ярышево – 230 лет.

YAryshevo-georgievskaya_ccerkov_1s_intererom9r1_A …Я вижу его ежедневно из своего окна. Летом в зелени лугов, зимой в убранстве снега и инея; то отраженным в водах ве­сеннего половодья, на фоне голубого небе, иногда грозовой тучи, то,  как корабль, выплываю­щий из тумана, то на фоне пылающих закатов от зо­лотого до багрового. Георгиевский храм села Ярышево с устремленной в небо остроконечной колокольней – одно из са­мых первых и ярких впе­чатлений раннего дет­ства. С километрового расстояния из с. Закомелье он предстает во всей красе, всё тот же и каж­дый раз особенный. Один из немногих в нашем крае он не подвергся ни разру­шению, ни закрытию за свою долгую историю. А история его по-своему уникальна. Во-первых, он один из старейших в рай­оне, уступающий лишь Гаврилово-Посадской и двум Сербиловским церк­вам. Построенный (вме­сте с колокольней) в 1777 году он был освящен и открыт для прихожан 230 лет назад.

В текущем году Яры­шево могло бы отметить ещё две памятные даты в своей церковной исто­рии – это 215-летие пост­ройки (1793 г.) тёплой Богоявленской церкви и 120-летие сооружения в ней придела в честь Ус­пения Божьей Матери (1888 г.) Но, увы! В совет­ское время приспособ­ленная под сельский клуб, Богоявленская церковь в 70-е г. прошло­го века была уничтожена окончательно.
село Ярышево, церковь Георгиевская, старые фотографии, подборка – Махалов Валерий=

Любая сельская цер­ковь отражает своими размерами, древностью, архитектурой, богат­ством экономическую или административную значимость поселения на момент её постройки.

В известной книге В. Березина «Историко- статистическое описа­ние церквей и приходов Суздальского и Юрьевс­кого уездов», написан­ной в конце XIX века, в отношении Ярышева имеется лаконичная за­пись: «Исторических сведений о селе не име­ется» (как впрочем, и о соседних: Воймиге, Закомелье, Муравкине…)

Встаёт вопрос: что же это за такой «медвежий угол» в центре Руси, о котором в отечествен­ной истории ни слуху, ни духу? Объяснение на наш взгляд таково. Автор названного труд а в своих изысканиях в первую оче­редь опирался на мест­ные (губернские) источ­ники: материалы Влади­мирской епархии, труды Владимирской ученой архивной комиссии и т. д.

Названные же селе­ния и ближайшие к ним в XVI – XIX веках входили в дворцовое, конюшенное (с 1728 г.) и Кремлевское – экспозиция Кремлевского строения (с 1829 г.) ведомства и естественно исторические сведения о них отложились в их ведомственных архивах.

Г аврилово-Посадский архив ратуши до середи­ны XX века так же хра­нился в ЦГАДА (Цент­ральный  Государственн­ый Архив Древних Ак­тов) в Москве.

В Николаевскую эпоху (1825-1855 г.) проявлял­ся большой интерес к  истории Залесской или Ростово-Суздальской Руси. Однако результаты изысканий академических учреждении не стали достоянием обще­ственности. Приоткры­вает завесу тайны тех лет объявление, сделан­ное жителями нашего Посада в марте 1836 года, где по требованию господина министра внутренних дел сообща­лось о том, что «датское королевское общество северных антиквариев в Копенгагене издаёт под именем русских древно­стей собрание докумен­тов о сношениях сканди­навов с древними обита­телями России со вре­мён исторических…».  И хотя полицейский ратман Мяхков известил жителей Посада о гото­вящемся издании, не только в Посаде, но и в России, оно осталось неизвестным.

Более полувека назад автору данной статьи не раз приходилось слышать разные версии о возник­новении названия села Ярышево. По компетент­ному мнению современ­ных ученых происходит оно от собственного сла­вянского имени – Ярыш, бытовавшего в дохристианский период и период двоеверия, т. е. до 14 в. Приверженцы традицион­ного язычества встреча­лись в губернии ещё и в начале XIX века.

В описании церквей и приходов Березина по­чти всегда указывается, чьим “усердием” (помещика или прихожан) воз­водилось то или иное церковное здание. О Ярышевской церкви та­кого указания нет. Веро­ятно, храм строился на средства дворцового ко­нюшенного ведомства по проекту и под руководством санкт-петербургских архитекторов. Не­даром храм построен по проекту редкой для на­шей местности Псковс­кой школы церковной архитектуры. Не случай­ным кажется и тот факт, что тут же по окончании строительства Ярышевского Георгиевского храма, в 1778 г. началось строительство другого важнейшего объекта на территории дворцовой конюшенной волости – здания Конного Завода. Уровень мастерства и стиль кирпичной кладки позволяет говорить об исполнении обоих объек­тов одной «фирмой».

Известно, что на строительстве конного завода трудились 32 ка­менщика. Возможно, строительство церкви явилось пробной работой для местных камен­щиков перед получением заказа Двора. Двери, ставни, ре­шетки окон храма, вне всякого сомнения, ис­полнялись кузнецами Гавриловской слободы. В маклерских книгах Гавриловского посада имеются записи кон­трактов, условий и дого­воров наших кузнецов на аналогичные работы в других, более отдален­ных местах.

Ярышево в прошлом было не только большим (на конец XIX в. почти тысяча человек населе­ния), но и богатым, про­мышленным.

Малоземелье в XVIII- начале XIX века компен­сировалось натуральны­ми выплатами за службу коневодству. После зак­рытия конного завода население быстро пере­строилось на ремесла и промыслы, чему способ­ствовала близость про­мышленного посада. Так, на конец того же XIX века в Ярышеве более сотни человек занима­лись промышленным хмелеводством, 24 чело­века работали на фаб­риках посада, имелось четверо портных, 16 че­ловек трудились на 8 ветряных мельницах при селе. 23 кирпичника, 5 штукатуров и четверо ко­нопатчиков работали, как при доме, так и в от­ходе (Москва, Ярославль и др.) Уже в то время намечался отток насе­ления. Грамотные, энергичные крестьяне находили себе примене­ние в городах и столи­цах. Уже к середине XX века в селе исчезли мно­гие фамилии, встречав­шиеся прежде.

На конец XIX века са­мыми распространен­ными фамилиями в Яры­шеве были: Аксеновы, Арбузовы, Гмырины, Ар­хиповы, Власовы, Жиль­цовы, Жариновы, Затевковы, Киприяновы, Муштаковы, Москалевы, Королевы, Мосягины, Мяг­ковы, Меркуловы, Панк­ратовы. Титовы, Тетерины, Силантьевы, Семеины, Фирсаковы, Фло­ровы, Фроловы, Романычевы, Четыркины и другие. Роль священника на селе тогда не сводилась лишь к отправлению цер­ковной службы. Основ­ную нагрузку давало требоисправление. Так, на 1900 год в Ярышевской Богоявленской церкви было совершено 46 та­инств крещения, четыре бракосочетания и 47 зау­покойных обрядов. На­ряду с этим священники вели метрические книги под контролем Влади­мирской Духовной кон­систории. В Ярышеве метрические книги ве­лись с 1802 года, а книги исповедных росписей с 1817г. Сейчас эти книги являются ценнейшим ис­точником по изучению жизни и родословных не только мирян, но и священнослужителей. Ныне каждый житель централь­ной России без особых хлопот может узнать сво­их предков до 8-10-го ко­лена, а с учетом ревизс­ких сказок (регулярных переписей податных со­словий) и гораздо глубже.

По штату в Ярышевском приходе до револю­ции был положен один священник и один пса­ломщик. На конец века священником в Ярышеве был Павел Петрович Ка­занский. Выпускник Вла­димирской духовной се­минарии, он хорошо справлялся со своими обязанностями. Псалом­щиком при нём был Ни­колай Смирнов. В 1902 году в 40-летнем возрас­те отец Павел умер от скоротечной чахотки. Временно его замещали гаврилово-посадский священник Андрей Ноаров, воймиговский Флегонт Гиляревский. После священника Пав­ла Казанского осталась вдова – Ольга Павловна с двумя дочерями – Алек­сандрой (15 лет) и годо­валой Екатериной.

В октябре того же 1902 года сын воймиговского священника Вячес­лав Гиляревский – сту­дент Владимирской Ду­ховной семинарии и од­новременно учитель Воймиговского народно­го училища женился на старшей 15-летней до­чери умершего священ­ника. Род священников Гиляревских довольно обширный и известный. Так в то же примерно вре­мя священник Петр Гиляревский служил в Богородицерождественской церкви Судогодского уезда. Известны и дру­гие представители рода.

  о. Вячеслав служил в Ярышевской церкви до начала 20-х годов. Позже семья его переехала во Владимир. Один из его сыновей стал журналис­том. В конце 1950-х годов приезжал в родные мес­та. В частности написал очерк о Закомельской школе им. Т. И. Шумиловской, которую хорошо знал и с которой был дру­жен его отец. Екатерина Казанская стала учи­тельницей и работала в школах нашего района.  Но судьба священников Гиляревских, как и многих других – это теме для от­дельного исследования. Этой же статьёй мы хо­тим отдать должное славной многолетней ис­тории Ярышевского хра­ма св. Георгия, чей ве­сенний праздник (пре­стол) отмечается 6 мая, в этом году в 230-й раз.

Б. ВОЛЧЕНКОВ старший научный сотрудник районного краеведческого музея

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gavposad-kraeved.ru/xramu-svyatogo-georgiya-v-yaryshevo-230-let-2008-god/

1 комментарий

  1. Бабушкина Галина Лукьяновна

    Здравствуйте, уважаемый Борис Алексеевич!
    Боращаюсь к Вам с просьбой.
    Я занимаюсь своей родословной. Интересует происхождение моего прапрадеда –
    КОМЛЕВА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА,1827 г.р.
    Окончил ШДУ в 1842 г., ВДС – 1848г.
    С 1850 г.- священник в с. Иналово Юрьевского уезда, с 1853-1881гг. – с. Бектышева Переславского уезда.
    В семье у него – жена – Наталья Венедиктовна. Я предположила, что она внучка Льва Петровича Садикова, священника с. Иналова с 1801 -1850 г. и с. Бектышева с 1850-1853 гг. Но есть сведения, мешающие этой версии – Венедикт Львович Садиков, ок. ПДУ в 1824 г., с 1827 -1835 гг. был послушником во Владимирском архиерейском доме. …
    На корнях Комлева Н.И. – продвижение затормозилось.Иван Григорьеич Комлев, ок. ШДУ в 1824 г. и ВДС в 1830 г. – не подходит по годам, Комлев Н.И. – 1827 г.р., если только – приемный сын?
    Решилась обратиться к Вам, как знатоку Закомелья.
    Может быть фамилия Комлев связана с географическим местом?
    Прошу Вас, не сочтите за труд, поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по поводу правильности моего поиска…. Заранее благодарю!
    С уважением и надеждой, Бабушкина Галина Лукьяновна

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.