«

»

Авг 12 2014

Распечатать Запись

Стальные магистрали оживили провинциальную жизнь

Стальные магистрали оживили провинциальную жизнь
2 votes, 5.00 avg. rating (99% score)

Стальные магистрали оживили провинциальную жизнь.

Впервые гаврилово-посадцы узнали, что дорога может быть не только грунтовой или булыжной, но и железной в 1836 году. Тогда (2 августа) в здешнем Посаде ратушей был опубликован Указ губернского правления с приложением «эксемпляра положения об учреждении общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского села с продолжением до Павловска». Эта самая первая железная дорога в России была открыта в 1837 году. К сожалению, «сведениев» об участии Гаврилово-Посадских капиталов в этом проекте у нас не имеется, но то, что наши купцы, часто бывавшие в те годы в столице, пользовались новым средством сообщения, вне сомнений. Могли ли тогда представить наши жители, что «чудо-техники» придет в Гавриловский посад и их дети и внуки будут на железнодорожной станции в родном городе брать билеты до первопрестольной, а также других городов и весей!

Однако быстро сказка сказывается… Начало Северной железной дороги, в систему которой входит и станция Гаврилов-Посад (именно так, -с дефисом) было положено документом от 29 мая 1859 года. Это « высочайшее повеление, объявленное правительствующему сенату…», в котором говорится об утверждении императором десятью днями ранее Устава Общества Московско-Ярославской железной дороги. 

Однако, старейший участок Северной железной дороги, имеющий огромную протяженность, с которого она по сути и начиналась, был построен в 1868 году. Он соединил населенный пункт Новки, Шую, Иваново-Вознесенск. 

Учредителями общества были несколько лиц, внесшие по три тысячи рублей серебром.Создано оно было 27 июля 1858 года по инициативе И.Ф. Мамонтова. Его сын-Савва Иванович Мамонтов вступил в общество в 1868 году и продолжил дело отца. При нем в 1870 году состоялось официальное открытие сквозного движения от Москвы до Ярославля, а в 90-х годах 19-го столетия дорога протянулась от Вологды еще на 600 км до портового Архангельска. Появились ответвления – через Буй на Вятку, с Иваново-Вознесенска на Кинешму. Через Тейково на Юрьев-Польский. Внучка богатейшего гаврилово-посадского купца Асафа Зимина – Елизавета Ивановна вышла замуж за одного из представителей рода Мамонтовых.

Первоначально планировалось, что Юрьевско-Тейковский участок пройдет напрямую в 12 верстах севернее Гавриловского посада, примерно в районе нынешнего с. Иваньковского, но позже план был скорректирован.

Кому принадлежит заслуга этой корректировки? К сожалению, пока не установлено. Известно, что коммерсанты в погоне за новыми концессиями, прибылями не очень-то следили за качеством строительства. Комиссия, назначенная министром финансов Витте, по требованию конкурентов и завистников Мамонтова отстранила Савву Ивановича от «всякого участия» в Обществе «Московско-Ярославско-Архангельской дороги».

Справедливости ради, нужно сказать, что для претензий к качеству строительства были основания.

Немногие знают, что первоначально построенный железнодорожный мост у Гаврилова Посада через реку Воймига, был деревянным, на деревянных же сваях и проходили они в нескольких метрах севернее ныне существующих.Построенный в 1898 году, он простоял всего лишь пять лет. Мощное половодье едва не снесло его льдинами. Только срочные меры по укреплению опор (сбрасываемые мешки с песком) позволили им устоять.

В следующем году мост построили рядом из стальных конструкций на каменных опорах-быках, разумеется, пришлось перенести и насыпь. Начало движения через Гаврилов-Посад было ярким событием в его тихой провинциальной жизни. Железнодорожные профессии были очень престижными среди жителей посада и ближних сел. Так, например, уроженец Закомелья Ф.Д.Панфилов (1881 -1943) уже в 1904 году получил удостоверение машиниста паровоза. А в годы гражданской войны он был комиссаром бронепоезда и часто замещал его машиниста в критических ситуациях.

Долгие годы среди лучших машинистов Ивановского локомотивного депо был другой уроженец Закомелья Павел Иванович Данилов (1914-1989).

Однако, с приходом «чугунки» местные жители узнали, что железная дорога это и зона повышенной опасности.

Первым из местных жителей, разделивших печальную участь Анны Карениной, был закомельский житель Иван Корнилович Борисов, «задавленный паровиком». Страшно боялись «чудища» на колесах попервоначалу и лошади. Далеко не единичны былислучаи, когда стоявшие на переезде кони при приближении паровоза бросались под откос, ломая оглобли и разбивая повозки.

Ныне же и животные, а в особенности люди, настолько привыкли к перестуку колес, что уже с трудом представляют в наш мобильный век жизнь далеких предков, которые днями, а иногда и неделями добирались на утлом, без всяких удобств (например, чай в купе) к местам своего назначения, гужевом транспорте.

Автору данной статьи, многие годы проработавшему в Ивановском отделении Северной железной дороги энергодиспетчером, обеспечивая бесперебойное энергоснабжение сорока двух станций, систем сигнализации и автоблокировки, по прежнему близки заботы и радости всех людей, связанных со стальными магистралями.

В первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника. Хочется от всей души поздравить с профессиональным праздником людей, работающих на железнодорожном транспорте. От всей души пожелать им здоровья, успехов, счастья и гордости за свою профессию, за полуторавековой путь развития нашей Северной железной дороги и 110 летний – родной станции «Гаврилов-Посад».

Б. ВОЛЧЕНКОВ. старший научный сотрудник муниципального краеведческого музея.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gavposad-kraeved.ru/stalnye-magistrali-ozhivili-provincialnuyu-zhizn/

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.