«

»

Апр 13 2014

Распечатать Запись

Памятник дороге

Памятник дороге
4 votes, 5.00 avg. rating (99% score)

                                            Памятник дороге.  

 

В ХУ11-ХУ111 веках главной транспортной артерией, связывавшей Владимиро-Суздальское ополье с Москвой, служил Стромынский тракт. Начинаясь на северо-востоке столицы, он проходил через село Стромынь, давшее ему это название, далее на Киржач, Юрьев Польской и Гавриловскую слободу. Далее, после пересечения с Ростовским трактом, шедшим по высокому правому берегу Нерли, в деревне Морозово, и с самой Нерлью, являющейся естественной границей ополья; он шёл лесами через Золотниковскую пустынь, Лежнево на Шую. Сразу за Шуей Стромынский тракт соединялся с Тихвинским  (С.-Петербург-Ярославль-Н.-Новгород).
В ополье от основного трактового пути расходились ответвления: на Переславль Залесский и Суздаль, которые далее вновь  с ним соединялись, охватывая таким образом большую часть территории. В селе Иванове и Шуе этот тракт именовался мануфактурным, поскольку являлся кратчайшим путём доставки продукции развивавшейся текстильной промышленности как в столицу, так и другие, находящиеся за Москвой местности, в частности – Малороссию. Особое значение Стромынка имела для Гавриловской слободы, которая, по видимому возникла и развивалась как узловой станционный пункт на пересечении дорог.  

 

http://yuriev-polskiy.ru/kakojj-doroge-na-rusi-bolshe-tysyachi-let/doroga-cherez-yuriev-polskiy/

http://yuriev-polskiy.ru/kakojj-doroge-na-rusi-bolshe-tysyachi-let/doroga-cherez-yuriev-polskiy/

Уже к середине ХУ11 в.(1646 г.) слобода насчитывала около 600 жителей. Среди них: солодовщики, кузнецы, калашники, барышники (торговцы лошадьми), извозчики, «портные мастеры» и многие другие, явно ориентированные на рынок, в том числе московский. Появляются и первые кустарные текстильные предприятия. Так влиятельный при дворе царя Михаила Фёдоровича  боярин Василий Иванович Стрешнев (?-1661)  поселил в Гавриловской слободе своих крестьян для занятия крашенинным промыслом.              Концу ХУ111 века слобода преобразуется в посад и становится значительным промышленным центром.

http://nasheopolie.ru/forum/

http://nasheopolie.ru/forum/


После постройки в первой трети Х1Х в. шоссе Владимир-Нижний Новгород Стромынский тракт стал приходить в упадок; и к концу века потерял значение. Тем не менее, его историческое значение как консолидирующего фактора для всего ополья – колыбели Русской цивилизации – несомненно. Важна его роль и для развития текстильной промышленности в Шуйско – Ивановском регионе, в том числе для связи Шуи с центром провинции в которую она в ХУ11 веке входила – древним Юрьевом Польским.
Сейчас, когда в Ивановской области всё больше говорится о необходимости разработки туристических маршрутов по старинным трактам, вновь созданное Общество по изучению Владимиро-Суздальского ополья взяло на себя инициативу установки памятного знака на сохранившемся участке описанного тракта. Речь идёт о полуразрушенном каменном мостике, расположенном на лужайке вблизи ныне существующей асфальтовой дороги Гаврилов Посад – Юрьев Польский на участке между сёлами Городищи и  Осановец как раз на том месте где проходила граница между древними Суздальским и Юрьевским уездами. 

 

29 июля Совет Осановецкого поселения принял постановление о поддержке инициативы. С департаментом культуры и культурного наследия этот вопрос так же согласован. На очереди сбор средств и дизайнерские разработки.        

   Б.А. Волчёнков.

Межрегиональный проект “Стромынка – древнейшая дорога Северо-Восточной Руси”

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gavposad-kraeved.ru/pamyatnik-doroge/

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.