Распечатать Страница

Назаров Юрий Александрович, профессор

Назаров Юрий Александрович, профессор
4 votes, 4.00 avg. rating (83% score)

               Народный учитель России

Интеграционные процессы в образовании, вызван­ные общественно-экономической перестройкой в стране, благопри­ятствовали появлению образова­тельных комплектов, подобных альянсу Волгоградский техничес­кий колледж – Международный Славянский институт. В большинстве городов филиалы МСИ суще­ствовали как самостоятельные образования, арендуя помещения того или иного учебного заведе­ния. В Волгограде нашелся руко­водитель, осуществивший глубо­кую интеграцию двух учебных заведений, создав полнокровно работающий образовательный комплекс. И сделать это мог чело­век, управленец именно такого масштаба, как директор Назаров, которому за выдающиеся заслуги в развитии отечественного обра­зования 22 ноября 2001 года в Кремле Президентом В. В. Пути­ным была вручена высокая награ­да Родины – знак «Народный учи­тель России».

Ю. А. Назаров после вручения ему Президентом России В. В. Путиным (на снимке слева) знака «Народный учитель России».
Родился Юрий Александрович Назаров 22 августа 1940 года в селе Жадинское Гаврилово-Посадского района. Отец его Наза­ров Александр Иванович (1905-1942), погиб в Великую Отече­ственную войну под Москвой. Мать – Назарова Дарья Иванов­на (1907 г. рожд.), воспитала восьмерых детей, удостоена зва­ния «Мать-Героиня». Супруга – Назарова Елена Николаевна (1946 г. рожд.), инженер-строи­тель, преподаватель геодезии кол­леджа. Дочери: Назарова Татья­на Юрьевна (1971 г. рожд.), Наза­рова Светлана Юрьевна (1977 г. рожд.). Обе получили высшее эко­номическое образование. В семье Назаровых два внука – Владислав и Алексей, внучка Вероника.
После окончания Шекшовской школы-семилетки в 1955 году Юрий Александрович поступил в Ивановский коммунально-строи­тельный техникум. Будучи уча­щимся, участвовал в освоении це­линных земель в Казахстане в 1958 году. В 1959 году с отличием окончил техникум и был отправ­лен на учебу в Волгоградский ин­ститут инженеров городского хо­зяйства. После его окончания в 1964 году служил в рядах Советс­кой Армии.
В студенческие годы работал каменщиком, мастером строи­тельного управления № 7 треста «Волгоградстрой». Под его непос­редственным руководством вы­полнены гранитные работы на многих улицах и площадях горо­да Волгограда, в том числе на главной площади у тракторного завода. Студенческая молодежь неоднократно избирала его секре­тарем комсомольской организа­ции факультета и комитета ком­сомола института. Более пяти лет он работал заведующим отделом студенческой молодежи Волгог­радского обкома ВЛКМС. Ю. Назаров был делегатом 1-го Все­союзного слета студенческих строительных отрядов в Москве (декабрь 1966), а также П-го Все­союзного слета в Алма-Ате (май 1979). За особые заслуги в сфере студенческого строительного дви­жения удостоен 11 наград ЦК ВЛКСМ, в том числе двух Почет­ных знаков ВЛКСМ.
Работу в комсомоле сочетал с преподавательской деятельнос­тью в качестве ассистента, стар­шего преподавателя кафедры со­противления материалов Волгог­радского института инженеров городского хозяйства (ныне Вол­гоградская государственная архи­тектурно-строительная акаде­мия).
В 1973 году Ю. А. Назаров воз­главил одно из крупных учебных заведений региона – Волгоградс­кий гидромелиоративный техни­кум (ныне – Волгоградский техни­ческий колледж). С первых шагов в качестве руководителя образо­вательного учреждения он начал внедрять передовые технологии в обучение и воспитание будущих молодых специалистов. Многое «первое» в средней профессио­нальной школе сделано Назаро­вым – это кабинетная система обу­чения, система совместной дея­тельности педагогического кол­лектива и органов студенческого самоуправления, общественно-политическая практика студен­тов, кабельное телевидение в учебно-воспитательном процессе, студенческий санаторий-профи­лакторий, электронная реклама образования, компьютеризация, Интернет в учебно-воспитатель­ном процессе, лекционные ауди­тории – амфитеатры. В своей от­расли он первым создал новый тип учебного заведения – кол­ледж, который является передо­вым, инновационным по многим направлениям обучения и воспи­тания молодежи. Учебное заведе­ние – девятикратный участник ВДНХ СССР, а его директор удо­стоен Золотой медали главной Выставки страны (1988) и значком Минвуза СССР «За отличные ус­пехи в среднем специальном обра­зовании СССР» (1985).
За четверть века своей деятель­ности Ю. А. Назаров создал уни­кальную учебно-материальную базу колледжа. Построены и вве­дены в эксплуатацию второй учебно-лабораторный корпус, со­временная учебно-производствен­ная база с мастерскими, авто- и трактородромом, спортивный зал со стрелковым тиром, студенчес­кое общежитие, зал дискотеки с видеобаром. Юрий Александро­вич в числе первых выступил за интеграцию высшей и средней профессиональной школы и в 1994 году открыл на базе коллед­жа Волгоградский филиал Между­народного Славянского института Международного Славянского университета имени Г. Р. Держа­вина. Единый образовательный комплекс «колледж-институт» явился прекрасной формой для последующего образования вы­пускников, практического осуще­ствления идеи непрерывного обу­чения молодежи с целью получе­ния диплома специалиста высшей квалификации. Он теоретически и практически обосновал преиму­щества интеграции как ресурсос­берегающей технологии в образо­вании.
Ему присвоено звание профес­сора Международного Славянс­кого института. Он кандидат пе­дагогических наук. Его уроки, лекции – это глубокий, совмест­ный поиск истины, момент эмоци­онального, нравственного обога­щения педагога и студента, это театр одного актера, это педаго­гическая «школа Назарова».
В различных научно-методи­ческих сборниках и журналах им опубликовано более 30 работ по проблемам средней профессио­нальной школы. Он соавтор и ре­дактор 17 брошюр, проспектов, видеофильмов. Им написана и в 1997 году издана книга «Основы менеджмента» (курс лекций для студентов вузов и колледжей).
В декабре 1988 года Ю. А. На­заров был избран делегатом от Волгоградской области на Всесо­юзный съезд работников народ­ного образования. На съезде он выступил со своей платформой перестройки средней профессио­нальной школы. Как член редак­ционной комиссии участвовал в выработке резолюции и других документов съезда. В 1989 году Юрий Александрович представ­лял педагогическую обществен­ность региона на Всесоюзной встрече педагогов-новаторов средней специальной школы в го­роде Москве, где был избран, а позднее утвержден приказом Го­собразования СССР председате­лем Всесоюзного Совета педаго­гов-новаторов средней специаль­ной школы.
Юрий Александрович Наза­ров на протяжении многих лет ведет активную, многообразную общественную деятельность. Он являлся депутатом районного, го­родского, областного советов на­родных депутатов многих созы­вов, а в настоящее время – предсе­датель Совета директоров сред­них профессиональных учебных заведений Волгоградской облас­ти, член научно-методического совета НМД СПО Министерства общего и профессионального об­разования, член редколлегии жур­нала «Среднее профессиональное образование», член президиума Союза директоров ССУЗ России, член Федерального Совета по среднему профессиональному об­разованию, делегат VII-го Всесла­вянского съезда в Праге (июнь, 1998). Совершая поездки в зару­бежные страны, знакомился с си­стемой образования Китая, США, Германии, Чехословакии, Фин­ляндии, Кубы, Турции. Пропаган­дировал лучшие традиции рус-ской, советской профессиональ­ной школы при посещении кол­леджа многими зарубежными де­легациями. В 1997 году принимал в колледже миссию группы евро­пейских экспертов по образова­нию международной Организа­ции сотрудничества и развития (ОЭСР), которая положительно оценила опыт развития учебного заведения, особенно в направле­нии интеграции, создания образо­вательного комплекса «колледж-институт».
Ю. А. Назаров – Заслуженный учитель РФ (1984), Почетный ра­ботник среднего профессиональ­ного образования России (1998). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1990), «Знак почета» (1976), тремя медалями.
Свою работу Юрий Александ­рович считает главным смыслом своей жизни. Нежно любит свою семью, детей, внуков. В редкие сво­бодные минуты стремится побыть на природе. Собрал интересную коллекцию репродукций русских и зарубежных художников. Предпо­читает творчество пейзажистов А. Саврасова, Н. Ромадина, восхища­ется портретами итальянских мас­теров эпохи Возрождения, совре­менников – А. Шилова, И. Глазу­нова. Хорошо знает историю архи­тектуры. Увлекается дизайном, сам создает прекрасные интерьеры в колледже, на доске мелом без цир­куля воспроизводит правильную окружность, много внимания уде­ляет оформлению учебного заведе­ния. Убежден, что здесь должны и стены воспитывать. Отлично стре­ляет. Не меняет в одночасье своих убеждений.  Юрий Александрович не без гордости и с глубокой благодар­ностью воспринял тот факт, что к званию народного учителя России его единогласно представил не только трудовой коллектив, но и директорский корпус сельскохо­зяйственных средних профессио­нальных учебных заведений По­волжья. Им более чем кому-либо известен нелегкий труд руководи­теля, многолетние заслуги Наза­рова в строительстве образова­ния, его яркий талант управленца и педагога.
Разделить в личности Юрия Александровича организатора и педагога невозможно. Директор Назаров глубоко убежден в том, что руководитель учебного заве­дения должен быть не только от­личным администратором, но и лучшим педагогом. Преподавать он должен обязательно, несмотря ни на какую загруженность. Став руководителем филиала МСИ, Юрий Александрович, преподаю­щий многие годы сопромат, осво­ил новый предмет – «Менедж­мент». Он, менеджер образования с тридцатилетним стажем, как никто другой, имеет моральное и профессиональное право учить студентов науке управления.
Это великая школа, когда учи­тель имеет моральное право ска­зать своему воспитаннику: «Де­лай, как я». Вдвойне учитель сча­стлив, если ученики исповедуют не только его профессиональные, но, что более важно, – нравствен­ные принципы, идеалы. Личность Юрия Александровича Назарова в нравственном плане многогран­на, привлекательна и значима.
Размышляя об интеллигент­ности, безупречные авторитеты так определяли значение этих понятий: А. Пушкин как «обще­человеческое томление духа», В. Шукшин как «сострадание судь­бе народа, неизбежное, мучи­тельное», как «неспокойную со­весть». Обладая всеми вышеназ­ванными качествами, Юрий Александрович Назаров преж­де всего человек действия. У него бойцовский характер. У всех еще на памяти «война» ди­ректора технического колледжа- филиала МСИ с нынешними чиновниками, которые вопреки здравому смыслу хотели разме­стить у стен учебного заведения автостоянку и киоск. Назаров вместе с коллективом препода­вателей и студентов, обществен­ностью микрорайона, при под­держке прессы не позволил свер­шиться несправедливости.
По итогам 2003 года Ю. А. Назаров получил почетное звание – лучший менеджер года России в сфере профессионального образо­вания.
Юрий Александрович считал и считает, что педагогика – дело, которое нужно делать не только чистыми руками, но и в светлой, чистой атмосфере. Он закипает, сокрушается, когда видит, как те­левидение, печать, иные театры развращают молодые души низ­копробными поделками. Однаж­ды ему даже приснился сон, что город Волгоград переименован в Мальборо. Он не раз призывал представителей власти, рекламо-исполнителей остановить разнуз­данную рекламу сигарет и спиртного. У стен его родного коллед­жа зажглась единственная в горо­де реклама образования. Элект­ронная, красочная – Назаров не пожалел на это денег. Сам скру­пулезно сформулировал текст: «Получишь образование – приоб­ретешь будущее. Учись, тебя ждет будущее великой России».
Мне довелось быть в Кремле во время вручения Юрию Алек­сандровичу высокой государ­ственной награды. Обращаясь ко всем награжденным, Президент России В. В. Путин сказал, что все они – люди, как правило, скром­ные и всегда адресуют свои успе­хи коллективам, в которых тру­дятся. «И все же, – подчеркнул он, – это прежде всего ваши личные достижения, которыми вы впра­ве гордиться».
Когда по приезде из Москвы Юрия Александровича поздрав­ляли его коллеги – директора средних профессиональных учеб­ных заведений, он не смог сказать иначе:
- Спасибо вам всем, что я со­стоялся как народный учитель в нашей благодатной директорской атмосфере.
На вокзале Юрия Александро­вича встречали дети и внуки, кол­леги и студенты. Это было очень символично: две семьи, ставшие в его жизни семьей единой. И хоте­лось сказать: «Так пусть твой век счастливым будет часом, с люби­мыми, с друзьями разделен! И пусть твое сердце, как и прежде, будет на­строено на любовь к людям».
Л. Москаленко, И. Антонов.
ист. И. Антонов. “Гаврилов Посад: ВРЕМЯ И СУДЬБЫ” стр.277-282

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gavposad-kraeved.ru/lyudi-ostavivshie-svoj-sled-v-istorii-goroda-i-rajona/posadskaya-i-selskaya-intelligenciya/nazarov-yurij-aleksandrovich-professor/

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.