Распечатать Страница

Межрегиональный проект “Стромынка – древнейшая дорога Северо-Восточной Руси”

Межрегиональный проект “Стромынка – древнейшая дорога Северо-Восточной Руси”
1 vote, 5.00 avg. rating (99% score)

Стромынская дорога

Стромынский тракт, Стромынская дорога, Стромынка – самая древняя прямоезжая дорога на Руси, известная с XI века. Свое название она получила в XIV веке от Стромынского мужского монастыря, основанного Сергием Радонежским. Дорога связывала Киевскую Русь с ее северо-восточными окраинами Ростово-Суздальской землей (с середины XII в. Владимиро-Суздальское княжество), называемой также Залесской землей. От Владимира дорога проходила через Киржач, Черноголовку, село Аристовское (Аристов погост), Пехра-Покровское и доходила до Москва-реки, являвшейся южной границей Владимиро-Суздальского княжества.
Издревле малонаселенные, почти сплошь покрытые дремучими лесами, места эти постепенно заселялись славянскими племенами. Этому способствовала дорога. В конце XIV века на берегах Медвежьих озер образовалось поселение людей, названное Медвежьими Озерами, и дорога была выпрямлена. Она прошла из Пехра-Покровского на Медвежьи Озера, Анискино, Мизиново, Черноголовку и далее на Владимир. Позднее был выпрямлен и мизиновский изгиб. Так сложилась почти современная трасса важнейшей жизненной артерии Российского государства, защищенная непроходимыми лесами от набегов кочевников с юга.
В 1238 году хану Батыю удалось прорваться в Залесскую Русь зимними ледовыми дорогами по Оке, Москва-реке и Клязьме и подвергнуть этот край полному опустошению. Залесская земля была обескровлена и покорена на долгие годы.
В 1380 году на Стромынской дороге собирал свое войско московский князь Дмитрий Иванович (будущий Донской) для отпора вторгшимся в страну полчищам Мамая. Здесь сошлись и объединились дружины московские, владимирские, суздальские, нижегородские, псковские. После кровавой битвы на поле Куликовом, одержав трудную победу, в родные места они возвращались, заметно поредевшие, но счастливые, почувствовав и осознав себя единой нацией.
В последующие годы Стромынка играла значительную роль в объединении разрозненных удельных княжеств и создании единого русского государства под властью Москвы.
На рубеже XV-XVI веков была создана Владимирская дорога и Стромынка потеряла значение основной транспортной магистрали Руси.
В конце XVIII столетия в городе Иваново и его округе возникла и получила широкое развитие хлопчатобумажная промышленность. Весь поток транспорта приняла на себя Стромынская дорога, изменив свое направление после Юрьева-Польского на Иваново.
В конце XIX века была построена железная дорога Александров – Иваново, снова лишившая Стромынку работы.

Памятник дороге. Статья Б.А. Волченкова.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gavposad-kraeved.ru/kraevedcheskoe-obshhestvo-po-izucheniyu-vladimiro-suzdalskogo-opolya/mezhregionalnyj-proekt-stromynka-drevnejshaya-doroga-severo-vostochnoj-rusi/

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.