«

»

Сен 20 2014

Распечатать Запись

Киселёв Василий Дмитриевич, участник Великой Отечественной войны

Киселёв Василий Дмитриевич, участник Великой Отечественной войны
2 votes, 5.00 avg. rating (99% score)

Две страшных зимы.

Василий Дмитриевич Кисе­лев прослужил в армии без малого семь лет. Прошел, считай, две войны – сначала финскую, по­том Великую Отечественную. На­чал службу осенью тридцать девя­того.

Молодого работника Гаврилово-Посадской МТС призвали в Московскую им. Дзержинского мотострелковую дивизию. А ког­да началась война с белофиннами, он оказался на границе с Финлян­дией. Но эта война коснулась его, как говорится, краем.

А вот Великую Отечественную Киселев прошел, что называется, от начала до конца. Она застала его под Ленинградом. Часть стояла у города Мга. Здесь фашисты разби­ли дивизию, и ее остатки на бар­жах по Ладожскому озеру перепра­вили в Ленинград, который к тому времени был уже в блокаде.

На берегу Финского залива есть местечко Лисья Гора. Здесь также ожидалось вражеское на­ступление. Пришлось срочно строить подручными средствами укрепления. Солдат Киселев ноча­ми вместе со всеми пилил на зали­ве лед, делал, намораживая, пуле­метные гнезда.

Это была адски тяжелая рабо­та на холоде при самом скудном продовольственном пайке. Ленин­град уже голодал, блокада сжима­ла его беспощадным кольцом.

И вот тогда Василий Киселев услыхал о Дороге жизни: их, 17 шоферов, отобрали из всего под­разделения и послали в город. Они собирали по Ленинграду ав­томобили, где только можно, чи­нили их, если требовалось. Эти машины были нужны на един­ственном пути сообщения города на Неве с Большой землей.Дорога жизни, Ленинград2

Автобат, где служил В. Д. Ки­селев, расположился в лесу, у мес­течка Ковалевка, в землянках. Маршрут по Ладоге пролегал между пунктами Жихарево и Кобона. Ледовая трасса тянулась от берега до берега более тридцати километров. Стояли лютые моро­зы. Если в Ленинграде минус 20, то на Ладоге, как правило, минус 30, поземка.

Дорогу жизни бомбили фаши­стские самолеты, обстреливали пушки. Орудия врага находились за семь километров, на берегу, и часто видны были вспышки выс­трелов. Шоферы постоянно рис­ковали жизнью. Хотя на пути сто­яли регулировщики, предупреж­давшие о том, что впереди полы­нья, нужно ее объехать, все равно опасность провалиться под лед подстерегала каждого.Дорога жизни, Ленинград

В Ленинград везли продоволь­ствие – муку, сухари, крупу, боеп­рипасы, а оттуда вывозили изму­ченных голодом людей – стари­ков, женщин, детей. И сердце сжи­малось от боли, когда многие из них по дороге умирали, не выдер­жав даже такого короткого пути.

Машины шли на полной ско­рости, без тормозов, потому что на льду они не помогали. Дверки кабины были открыты или сняты, а шоферы одной ногой стояли на подножке машины, готовые в лю­бой момент спрыгнуть на лед. Был такой случай и с Василием Дмит­риевичем. Тогда он вез пушку. Орудие тяжелое, и его колеса про­давили лед. Сначала пушка, а по­том и автомашина ушли на дно.

Вспоминаются пронзительные стихи Михаила Дудина, посвя­щенные тем, кто воевал на Доро­ге жизни. Были там и девушки-ре­гулировщицы.

.. .Где-то рядом снаряды

ложатся

и на лед выступает вода.

Маша, Машенька!

Надо держаться

в этом крошеве мертвого льда.

Полоснуло, ударило,

льдина под тобою

встает на дыбы.

Маша, Машенька!

Ночь гремит соловьями в Кобоне

и плывет по молочной волне.

Где-то выпь одинокая стонет,

и мерещится разное мне.

Не звезда полуночная пляшет,

отражаясь в накате волны.

Это машет фонариком Маша

из своей голубой глубины.

Две страшных зимы воевал Ва­силий Дмитриевич Киселев на До­роге жизни. Вторую зиму он был командиром отделения. В его под­чинении находились 10 шоферов, десять автомашин. Весной, когда лед у берегов таял, грузы солдаты перевозили на лодках, перегружа­ли их на автомашины и они шли по льду, который их еще держал.

Только много позднее Василий Дмитриевич узнал, что комисса­ром Дороги жизни был генерал Иосиф Васильевич Шикин, наш земляк, уроженец села Лычево.

Ленинград выстоял благодаря невиданному героизму ленинг­радцев и воинов – защитников города на Неве. В начале сорок третьего блокада была частично прорвана, и подразделение, в ко­тором служил В. Д. Киселев, ле­том этого же года оказалось на самом важном участке советско-германского фронта – Курской дуге, где готовилась битва, во многом определившая ход всей войны. Здесь шофер Киселев во­зил боеприпасы, горючее. Сло­вом, опять выполнял сопряжен­ную с опасностями солдатскую работу…

Василий Дмитриевич – человек редкой скромности. Я не сразу уп­росил его рассказать о военных годах, о боевом пути. А повидал он многое. После Курской битвы были Корсунь-Шевченковская операция, освобождение Киева, боевые действия в Польше. Он по­бывал в городах Познань, Люблин и, наконец, дошел до Берлина.

На подступах к гнезду фашиз­ма был свидетелем сражения на Зееловских высотах, видел знаме­нитую ночную атаку с ослепляю­щим врага светом прожекторов и не сразу понял, что это такое. Пос­ле капитуляции фашистской Гер­мании В. Д. Киселев побывал и у рейхстага. Он запомнил этот день – 4 мая 1945 года.

Война закончилась, но он де­мобилизовался только осенью со­рок шестого. В первые месяцы после Победы служил в Германии, в городе Герлиц. В октябре сорок пятого учил шоферов, готовил смену. Затем выполнял необычное поручение – возил репатрииро­ванных, их доставляли из фашис­тских лагерей до пунктов сбора и распределения. В числе узников были русские, поляки, чехи, пред­ставители почти всех народов по­рабощенной фашистами Европы. Коммунист В. Д. Киселев был тог­да парторгом автобата.

О нем можно писать много. Та­кие, как сержант Киселев, вынесли на своих плечах всю неимоверную тяжесть солдатского труда и добы­ли долгожданную Победу.

После демобилизации Василий Дмитриевич почти 40 лет добро­совестно работал в райкоме КПСС шофером. К его многим боевым наградам прибавилась медаль «За трудовое отличие».

Н. Сергеев, 1988 г.

ист.  И. Антонов. “Гаврилов Посад: ВРЕМЯ И СУДЬБЫ” стр.164-166

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gavposad-kraeved.ru/kiselyov-vasilij-dmitrievich-uchastnik-velikoj-otechestvennoj-vojny/

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.