«

»

марта 17 2014

Распечатать Запись

1606 год, 31 августа. Царская Тарханная Грамота

1606 год, 31 августа. Царская Тарханная Грамота
5 votes, 5.00 avg. rating (99% score)

 

1606 г. Августа 31. Царская Тарханная Грамота Суздальскому Покровскому монастырю, на села и деревни в Московском, Суздальском, Владимирском, Юрьевском и Нижегородском уездах.

Се яз Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми Покрова Пречистые девича монастыря, что в Суздале, игуменью Олгу с сестрами, или кто по ней иные игуменьи и строители в том монастыре будут. Били они нам челом, а сказали: в прошлом деи в 59 году дана им блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Pycии жалованная тарханная грамота, за приписью диака Кожуха Кроткого, на их монастырей дворы, и на слободку, и на села, и на деревни, и на починки, а на наше де Царьское имя та жалованная тарханная грамота не переписана; и нам бы их пожаловати, велети тое жалованную тарханную грамоту переписати на наше Царьское имя. А в прежней их жалованной грамоте написано: пожаловал Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Pycии, велел был дати в дом Пречистые в Покровской монастырь, по своей дщери по Царевне и Великой Kняжне Aнне, пятдесят рублев денег, а за те денги дщерь его Царевну и Великую Княжну Анну написати у Покрова Пречистые в монастырь в вечный сенаник, и игуменье с сестрами, по его дщери по  Царевне и Великой Княжне Анне, в церкви соборне велети пети понахиды и обедни служити соборные, и корм кормити двожды в год, впервые на роженье дщери его Цареввны и Великие Княжны Анны Августа в 9 день, на память святого Апостола Матфея, а въдругоряд на преставленье eе Июня в 22 день, на память святого Священномученика Евсевия Епископа Самосадцкого; и Покровского девича монастыря игуменья Василиса с сестрами били челом Государю Царю и Великому Князю Ивану Васильевичу всеа Руссии, что у них его Государева жалованная тарханная грамота на их монастырские дворы, и на села и на деревни, и на слободку, от ямских денег и от посошные службы и ото всяких податей, а дана им та грамота лета 7051 году Марта в 28 день; да к Покрову же Пречистые в домъ княже Васильева Шемячичева княгиня старица Еуфимья, да с дочери княжны старицы Марфа да Еуфросинья дали по своим душам, в Суздалском уезде, селцо Глядково, со всеми угодьи, а на то их селцо былa Государева грамота жалованная тарханная же ото всяких же податей,— и Государю бы в Покрову Пречистые в монастырь, по своей дщери по Царевне и Великой Княжне Анне, пятидесят рублей денег давати не велети, а пожаловати бы ему Покрова Пречистые игуменью Василису с сестрами, или по ней иные игуменьи и строители у Покрова Пречистые будут, по душе своей дщери Царевны и Великой Княжны Анны, за то, что им дщерь его Царевну и Великую Княжну Анну написати у Покрова Пречистые в монастырь в вечный сенаник и им два корма, что по его дщери двожды на год монастырь кормити, велети им переписати
свои грамоты жалованные  тарханные на их монастырские дворы, что в Суздале на посаде, и на монастырекъ Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, и на их села и на деревни, и на селцо на Глядково, что им дали Государева данья княжъ Васильевская княгиня Шемячичева старица Еуфимья с дочерми. И Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Pycии Суздалских Покрова Пречистые девича монастыря игуменью Василису с сестрами, или по ней иные игуменьи и строители у Покрова Пречистые будут, пожаловал,по своей дщери по Царевне и Великой Княжне Анне,  зато, что в монастырь в вечный сенаник и им два корма, что им монастырь кормити, по его дщери по Царевне и Великой Княжне Анне, по вся годы, по его дщери двожды на год, з пятдесятъ рублевъ денег, велел им на их монастырские дворы, и на слободку, и на села, и на деревни, и на починки, переписати свои жалованные грамоты: что их дворы монастырские в городе в Суздале на посаде, да внутри города в Суздале  ихъ же монастырек Аким и Анна, да в Суздалском уезде, в Ополье, село Гавриловское, да селцо Обакумлево, да селцо Новоселка, да деревня Турыгино, да их же села монастырские, в Московском уезде, въ Быкове стану, село Взложки, да того же села монастырек церковь Святый Великий Мученик Христов Никита, да в Володимерском уезде, в Ополском стану,селцо Дубенка, да в Суздалском уезде село Павловское с деревнями и с починки и с пустошми, да село Вышеславское с деревнями и с починки, да в Юрьевском уезде половина селца Чагина, да у них же Государево жалованье в Суздалском уезде село Романчюково да слободка Шиповская, да княжъ Васильевы Шемячичева княгини старицы Еуфимьи с дочерми данье селцо Глядково, да в Юрьевскомъ уезде село Шипово с деревнями, да в Нижегородцком уезде деревня Трофимова на речке на Ушаковке что была преже сего за Угрешским монастырем, а пожаловал их Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович  всеа Руссии тою деревнею против Суздалские их вотчины села Павлова в 95 году.
—И се яз Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми Покрова Пречистые девича монастыря, что в Суздале, игуменью Олгу с сестрами,, или кто по ней иные игуменьи и строители у Покрова Пречистые будут, пожаловал: кто у них в тех селех, и в слободках, и в деревнях, и в починках, учнут жити слугъ монастырских, и людей,  крестьян, и тем ихъ людем и слугам монастырским и крестьяном не надобе моя Царя и Великого Князя  Василья Ивановича всеа Руссии дань, ни ямские денги, ни на ям ямщики наши у монастырских слуг и у людей и у крестьян подвод не емлют; также им ненадобе ни померное, ни пятно, ни явка, ни поворотное, ни туковое, ни бражное, ни наместниче ни тиуне корм, ни праведчиков ни доводчков поборъ, и к сотцким, и к десятцким, и к дворским, с черными людми не тянуть ни в какие проторы, ни в розметы; также им не надобе ни иные никоторые пошлины. А наместницы наши Володимерские, Московские, и Суздалские, и Юрьевские, и Нижегородцкие, и их тиуны, тех их слуг, и людей, и крестьян, не судятъ ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным,  ни кормов своих у них не емлют и не всылают к ним ни по что; а праветчики и доводчики поборов своих у них не берут, и не въезжают к ним ни по что; а ведает и судит тех своих слуг, и людей, и крестьян, игуменья и старицы, сами во всем, или кому прикажут. А случитца суд сместной тем их монастырским слугам, и людем, п крестьяном, с городцкИМИ людми и с волостными, или с становыми, и наместницы наши и волостели, и их тиуны, слуг и людей и крестьян судят, а приказщик монастырской с ними же судит: а прав ли будет, или виноват, монастырской слуга и человек и крестьянин, и он в правде и в вине игуменьи с сестрами, или их приказщику, а наместницы наши Володимерские, Московские, и Суздалские, и Юрьевские, и Нижегородцкие, и их тиуны, в монастырского слугу и в человека  и в крестьянина не вступаютца, ни в праваго, ни в виноватаго; а прав ли будет, виноват ли, городцкой человек и волостной, или становой, и он в правде и в вине нашим наместником и волостелем и их тиуном, а игуменья с сестрами и их приказщики не вступаютца у них ни в праваго, ни в виноватого; а кому будет чего  искати  на их  приказщиках тех монастырских сел, ино их сужу яз Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии  или мой дворетцкой.Также есми их пожаловал: кто по их попов и по дьяконов, и по их слуг, и по людей, и по крестьян монастырских, взведеть моего Царева и Великого Князя Василья Ивановича всеа Русии пристава, и он им пишет один срок в году Рожество Христово, а опричь того сроку иных сроков на них не наметывают; п кто на них накинет срок силно, не на хоть их срок, и яз им к тому сроку ездити не велел, а кто на них и безсудную возмет грамоту не по тому их сроку, и та безсудная грамота не в безсудную; а боярские  люди,  ни иной кто, к монастырским слугам и к людем, и ко крестьяном, на пир и на братчины незваны пити не ходить; а кто к ним на пир и на братчины незван пити придет, и они того вышлют безпенно, а не пойдет вон, а учнет у них пити силно, а учинитца какова  у нихъ гибель, и тому та гибель платити вдвое, без суда и без справы. Также есми их пожаловал: наши бояре, и воеводы ратные, и всякие ездоки, силно у них не ставятца, ни кормов своих, ни проводников, ни подвод у них не емлют, опричь ратных вестей. Также есми их пожаловал: коли велю везти камень или лес къ городовому делу, или велю на Москве ров копати, или иное кое городовое дело делати, или коли велю свой хлеб молотити, а велю тот хлеб куда возити, и тем их слугам и людем и крестьяном того моего дела не делати. Также есми их пожаловал: что им надобе купити на монастырь запас всякой и продати, и поедут из Суздаля в Новгород Нижней, и куды нибуди, зиме на тридцати возах, а лете на тридцати телегах, и по городом наши наместницы и волостели,  и по мытом мытчики, мыта, и явки, и перевоза, и иных никоторых пошлин на них не емлют, и ваши таможники на них тамги и весчего не емлют, а пропущают ихъ везде без зацепки. Также есми их пожаловал: что их слободка в Суздале на посаде, под монастырем, а живут деи в ней их монастырские попы и дияконы, и слуги и дети монастырские, а опричь деи их монастырских попов и дияконов и слуг монастырских и детей, иных людей черных, и тяглых не живет никто, и с тех их дворов, в которых живут их монастырские попы и диаконы и слуги монастырские и дети, наши приказщики и посланники наших пищалных денег не емлют. Также есми их пожаловал: что у них в Суздалском уезде, у города, у посада, под перевесьем, селище Горохово, да в перевесье же пожни, да озерко Вятлянской Пруд и лес бортной оброчной, а оброку с того селища и с перевесья и с озера и с лесу с бортного дают на наш обиход, съ году на год, по десяти пуд меду; а что прежние ловчие людем их и крестьяном монастырским в тот их лес бортной в оброчной ездити по дрова и по хоромной лес и сечи не велели, и яз Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии их пожаловал, велел их людем и крестьяном монастырским в тот их лес бортной в оброчной ездити по дрова и по хоромной лес, а опричь людей их и крестьян монастырских, в тот их лес бортной в оброчной по дрова и по хоромной лес ездити не велел никому. Также есми их пожаловал: которые их попы служат у церквей, в городе, на посаде, и в их слободке, и те их попы и диаконы бражного, в оброкъ, с городскими людми не дают, ни сторожа с городцкими людми не стерегут. Также есми их пожаловал: что их лес монастырской у селца Взложек, в Московском уезде, и в том деи их лесу секут лес хоромной и дрова наших подклетных сел крестьяне, и волостные, и помещиковы, и боярские, и монастырские, и соколники, и псари, и яз Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии их игуменью Олгу с сестрами пожаловал, не велел уних в том лесу сечи хоромного лесу и дров никому, опричь их людей и крестьян монастырских, которой лес надобен будет им на их нужу. А кого яз Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Русии пожалую, дам свою грамоту жалованную на грамотчики, а на сю мою грамоту иные грамоты нет; а коли явят сю мою грамоту наместником Володимерским, и Московским и Суздалским, и Юрьевскимъ, и Нижегородцким, и их тиуном, и они с нее явки не дают ничего. А дана грамота на Москве, лета 7114 Августа в 31 день.

Подлинник писан на трех больших, вместе склеенных, листах. В конце, на красно-шелковом витом шнуре, привешена большая государственная красновосковая печать. На обороте сверху: Царь и Великий Князь Василей Иванович всеа Pусии. По склейкам: А ПОДПИСАЛ Государя Царя и Великого Князя Василья Ивановича всеа Русии диак Павел Иванов сын Матюшкин

На обороте же следущия подтверждения:
Лета 7131 Марта в 30 день, мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всеа Pycии Самодержец, и отец наш Государев, Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Pycии, сее грамоты слушал, указали, по нашему Государьскому уложенью, переписати вновь на наше Государьское имя; а сее жалованную грамоту указали, подписав на наше ж Государьское имя, отдати Покровского девича монастыря игуменье Ульяне, и келарю старице Олене с сестрами, впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей; а о всем указали ходити по тому, как в нашей в новой Государьской грамоте писано нынешнего 131 году.—A подписал Государев Царев и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Pycии диак Прокофей Пахирев.)
Лета 7157 Октября в 31 день, Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайловичь всеа Pycиu сее жаловалной грамоты слушал, а выслушав пожаловал из Суздаля Покровского девича монастыря игуменью Леониду с сестрами, велел сее жалованную грамоту подписать на свое Государево Царево и Великого Князя Алексея Михаиловича всеа Pycии имя, и ни в чем ее рудить не велел, а велел о всем ходить, как в сей жалованной грамоте написано, будет в чем по новому указу не переменилось. —«А подписал Государев Царев и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Pycии диак Иван Федоров.»
Льта 7189 Марта в 10 день, Божьею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, сеи жалованные грамоты слушав, пожаловали Покровского девича монастыря, что в Суздале, игуменью Еупраксею с сестрами , велели сию жалованную грамоту подписать на наше Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца, имя, и монастырскими вотчинами, селы и деревнями и рыбными ловли и всякими угодьи, владетъ, по писцовым и по переписным книгам и по крепостям, по прежнему, и о всем чинить, как в сей жалованной грамоте написано, опричь тех статей, которые, по нашему Великого Государя указу и по Соборному Уложенью, и после Соборного Уложенья по нашим же Великого Государя новым указом и по боярским приговором, отставлены,—(Диак Лев Протопопов)
Лета 7192 Maия в 29 день, Божиею милостию мы Великие Государи Цари и Великие Князи, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцы, сее жалованные грамоты слушав, пожаловали из Суздаля Покровского девича монастыря игуменью Марфу с сестрами,   и кто впредь в том монастыре
иные игуменьи и сестры будут, велели им сю жалованную грамоту подписать на наше Великих  Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцев, имя, и монастырскими вотчины, селы и деревнями и всякими угодьи и рыбными ловли, которые в сей жалованной грамоте писаны, владеть, по писцовым и по переписным  книгам и по крепостям, по прежнему, и о всем чинить, как в сей жалованной грамоте писано; а с тех вотчин о наших Великих Государей доходах, и огородовом деле, и о судных статьях, и о пошлинах, быть по тому, как  в указе
отца нашего Великих  Государей, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца, и в Соборном Уложении напечатано, и после Соборного Уложенья в новых статьях, и в боярских приговорах, и в уставных грамотах написано. — (диак Тимофей Литвинов. Справил Якушко Незамаев).

из Государственного Старых Дел Архива находящегося при Правительствующем Сенате.

источник: Акты Исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. том 2. Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.

Упоминание: Новоселка Рыковская, село Дубенки, село Шипово, Шипово-Слободка

Постоянная ссылка на это сообщение: http://gavposad-kraeved.ru/1606-god-31-avgusta-carskaya-tarxannaya-gramota/

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.